Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии

Строительство в древней Руси: традиции, обряды, ритуалы

Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии
(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Жизнь русского человека невозможно представить без бревенчатых построек.

Древние города с храмами и часовнями, мостами и изгородями окружались крепостными стенами с неприступными сторожевыми башнями. И все эти многочисленные постройки возводились из древесины русскими плотниками-самоучками.

Ими построено немало бревенчатых домов и церквей, многие из которых пережили войны и хорошо сохранились до нашего времени.

Народ в Древней Руси имел множество традиций, связанных с домом, семейными отношениями, ведением хозяйства, религиозными праздниками и народными обрядами. Исторически сложилось так, что постройка дома считалась созидательным актом.

Народ верил, что плотники наделены сверхъестественной силой, причастны к чему-то сакральному и владеют особыми знаниями об устройстве внешнего мира. Именно поэтому, процесс постройки дома всегда сопровождался определенными ритуалами.

Что предшествовало строительству дома?

Как свидетельствуют древние рукописи, до начала строительства определяли ритуальный центр. Он располагался в точке пересечения диагоналей сруба или в переднем, или как еще называли, красном углу.

Именно в этом месте сажали молодой саженец березки, дубка, кедра, рябины или ели. Иногда вместо небольшого деревца размещался крест, изготовленный плотником. Он оставался стоять, пока не окончатся строительные работы.

На саженце или кресте в обязательном порядке закреплялась икона.

Дело в том, что люди ассоциировали крест или молодой саженец с мировым древом, символизирующим высшую силу или определенный миропорядок. Благодаря этому промежуточному звену устанавливался своеобразной контакт между срубом будущего дома и высшими силами, а сам процесс постройки дома приобретал сакральный смысл.

О таинстве жертвоприношения

В месте, где располагалось мировое древо, закладывали так называемую строительную жертву. Этот обряд имеет древние корни и тесно связан с мифологией. Считалось, что жертвоприношение способно задобрить высшие силы и обеспечить их покровительство. Русская изба, в которой должно была жить не одно поколение людей, нуждалась в такой защите.

Исторические документы подтверждают, что на раннем историческом этапе славяне не брезговали человеческими жертвоприношениями при закладке домов. Спустя время начали использовать мелких птиц – петухов, гусей, кур. Порой использовали и крупный скот, в основном коней.

В одном из христианских номоканонов сказано, что за укладку человеческого тела в фундамент дома полагается двенадцатилетнее церковное покаяние или три сотни поклонов. Рекомендовалось закладывать в фундаментную основу кабанов, бычков или козлов.

Спустя столетия жертвоприношение стало бескровным. Для связи с высшими силами использовались другие символы. Духов пытались задобрить шерстью, зерном и деньгами, которые ассоциировались с богатством, плодородием и достатком. Ведь эти три жертвенных символа символизировали животный мир, растительную среду и человеческое общество.

Обряды при укладке матицы

Кульминационным моментом строительства являлась укладка бруса, поддерживающего потолок, его также называли матицей. Выполнялся определенный ритуал для обеспечения тепла и достатка в избе. Одному из плотников поручалось обойти самый верхний брус, раскидывая в стороны хмель и крошки хлеба. В это время хозяин дома с семьей предавались молитве.

К матице с помощью лыка подвязывали шубу из овчины. Карманы были наполнены хлебом, солью, кусками мяса. Не забывали также и о вине.

После перерубания лыка, шубу подхватывали, выпивали вино и поедали разложенное в карманах угощение. К матице также могли привязывать хлебный каравай или пирог.

После того, как матица была установлена, а угощение съедено, предавались гуляниям. Только спустя день можно было продолжать строительство.

Ритуалы при прорубании оконных и дверных проемов

Процесс вырубки проемов для окон и дверей сопровождался многократным повторением заговора: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови». Затем над проемом вырубали крест. Аналогичные обряды проводились во время установки притолоки и подоконников для защиты жилья от злых духов и недоброжелательных людей.

Празднование укладки крыши

Древние славяне считали небо своеобразной крышей земли, символизирующей упорядоченность, гармонию и законченность. Изба также становилось жилой и безопасной только после укладки крыши.

После окончания работ обильно угощали плотников. Такой торжественный обед называли «замочкой» крыши.

За общим столом вместе с плотниками собирались хозяева, их родственники и лакомились нехитрыми блюдами.

После окончания строительства ритуальное дерево или крест забирали. Однако на протяжении определенного времени изба должна была оставаться незаконченной, чтобы никто не умер из членов семьи.

Для этого оставляли небеленый кусочек стены возле иконостаса или не закрывали кусок крыши в сенях, чтобы «всякие беды покидали дом через это место».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: //landshaftnik.com/idei/stroitelstvo-v-drevnej-rusi

Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни

Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии

Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.

Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.

К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.

Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.

Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.

Выбор места для нового дома.

По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.

Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.

Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.

Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места. Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.

Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.

Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.

Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.

Обычаи, связанные со строительством дома.

Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.

Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?

Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!

Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.

Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.

Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.

В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир.

Древнейшим языческим убеждением – мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык.

Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.

Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.

Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО.

То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи.

Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!

Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.

А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.

Новоселье.

Это репродукция картины художника Ивана Куликова “В крестьянской избе” 1902г.

Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.

Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году.

Именно отсюда пошёл обычай – первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети.

То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.

Важнейший момент – привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»

Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.

Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.

Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.

Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.

Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c19c284863c0600ac86ab7e/5db9d0e0c7e50c00ae743589

Подольская губерния

Обряды при строительства дома на Руси в Каменец – Подольской губернии
?

Category:
Герб Подольской губернииВ 1793 году в результате второго раздела Польши Правобережная Украина вошла в состав Российской империи.27 марта 1793 года Екатерина II издала манифест о включении Правобережной Украины в состав России.

1 мая 1795 года образована Подольская губерния.

5 июля 1795 года она преобразована в наместничество.

12 декабря 1796 года вновь образованы губернии: Волынская и Подольская.

Центр Подольской губернии – г. Каменец-Подольский, с 1914 года – Винница.В начале 20 века в губернии числилось 12 уездов, 154 волости, 17 городов и 7261 прочее поселение.
Объявление генерал-губернатором областей, отошедших к России, М.Н. Кречетниковым манифеста императрицы Екатерины II.Рисунок Р. Штейна, гравюра Ю. Шюблера.

*****

Указ 17.323. Екатерины II от 1 мая 1795 года. Именной, данный Правящему должность Генерал-Губернатора Минскаго, Изяславскаго и Брацлавского Генерал-Поручику Тутолмину – О принятии присяги от жителей вновь присоединённых от Польши, при последнем ея разделении областей; об устройстве оных на основании Учреждения о Губерниях…

Рескриптом нашим генерал-фельдмаршалу гр. Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому от 18 марта с. г.

между прочим повелели мы, чтобы все земли, начиная от прежних с нами пределов Галиции вдоль по старой границе областей австрийских до Буга, потом вниз по сей реке до рубежей литовских, объяты были от войск, в начальстве его состоящих, так, чтобы, замыкая сим остальную часть Волынского и часть Хелмского воеводств, лежащую на правом берегу Буга, все пространство сие действительно было в руках наших и чтобы гражданское и в сих землях постановляемое от нас правительство все довлеемые возможности имело не токмо привесть к присяге всех обывателей, но и управлять ими именем и властию нашею. Вследствие сего, получив от упомянутого генерал-фельдмаршала донесение, что все ему предписанное в самой точности выполнено будет, за благо признали мы вам повелеть:

1. На точном основании прежде данных вам и предместнику вашему гр. Кречетникову предписаний наших возлагаем на вас принятие присяги от всякого рода обитателей, живущих на землях, вышеупомянутою чертою объемлемых, в верности подданства на вечные времена нам и преемникам нашим. Присоединяя все пространство земель сих и с живущими тут к управлению порученных вам губерний, следует вам именем нашим объявить всем вообще и каждому особенно, кому о том ведать надлежит, что они уже, быв подданные державы нашей, как таковые и охранены будут и сопричитаются ко всем тем выгодам и преимуществам, кои изданным по воле нашей в 1793 г. в 27-й день марта от гр. Кречетникова манифестом новоприсоединенным тогда областям от нас пожалованы были.

2. По силе изданных от нас в 7-й день ноября 1775 г. учреждений земли сии немедленно разделить на округи и, сопричитая оные к устроенным уже округам в губерниях Брацлавской, Изяславской и области Каменецкой, из всех оных составить 3 губернии, а именно: Брацлавскую, Волынскую и Подольскую.

Вы не оставите сочинить оным генеральные и специальные губернские и окружные карты, а равно штаты присутственным местам на точном основании учреждений наших, что все обстоятельно и во всех подробностях не замедлите представить нам на усмотрение и утверждение по примеру представлений ваших по Минской губ.

3. Таможни и пограничная цель и стража должны быть учреждены по новой границе сей. Местное положение всех управляемых вами областей, а равно и сих, ныне присовокупляемых по всем взысканиям и осмотрам, вами учиненным, довольно уже вам известно, так что, основываясь на оных, вы сделаете представление, где удобнее полагаете вы быть новым таможням по внешней границе вверенных вам губерний, начиная по Днестру от границы Вознесенской губ. вверх по сей реке до пределов Галиции и по границе сей области до Буга и вниз по сей реке до Литвы, где уже и учреждение пограничной цепи и стражи и таможен зависит от управляющего тою областью генерал-губернатора кн. Репнина. Штаты пограничным таможням, цепи и стражи и карантинам на Днестре по границе с Молдавиею и положения всему, коль скоро они готовы будут, вы не медлите поднести к утверждению нашему.В заключение сего нужным находим удостоверить вас, что от всех воинских начальств вам всевозможные пособия подаваны будут по силе прежних и вам известных предписаний наших; равно и в том, что труды и деятельность ваша, устремленные с толиким жаром ко благу и пользе отечества, всегда приемля с особливым благоволением, не оставим мы трудную и нам особливо угодную службу вашу ознаменовать достойным награждением.*****

Указ 17.352. Екатерины II от 5 июля 1795 года. Именной, данный Сенату “О учреждении Волынской и Подольской губерний первой из 13, а последней из 12 уездов.”

Всемилостивейше повелеваем Нашему генерал-поручику, правящему должность Генерал-Губернатора Минскаго, Волынскаго, Брацлавскаго и Подольскаго Тутолмину … исполнить в Наместничествах Волынском и Подольском … составя первое из 13 округов, … второе из 12 уездов.

Указом 17.353. от 5 июля 1795 года утверждены штаты Волынского и Подольского наместничеств.

Карта Подольского наместничества. 1795 год.

Источник

Генеральная Карта Подольской Губернии. 1820 год

*****

Указ 17.634. Павла I от 12 декабря 1796 года “О новом разделении Государства на Губернии”

…. 6. Из бывшей Польской Украйны, Волынии и Подолии, к Империи Нашей присоединенных, за отделением достаточнаго количества душ и окружности для составления Киевской Губернии, составить две Губернии: Подольскую и Волынскую.*****

Гражданские Подольские губернаторы:

Янов Петр Николаевич, с.с. 26 апр. 1797 – 1798Юзефович Алексей Евстафьевич, д.с.с. 10 июля 1798 – 17 апр. 1800Тензен Иван Петрович, д.с.с. 17 апр. 1800 – 1801Чевкин Владимир Иванович, д.с.с. 1801 – 1808Берг фон Петр Иванович, д.с.с. 1808Литвинов Петр Максимович, д.с.с. 1808 – 1811Сент-При Карл Францевич, гр. д.с.с.

1811 – 1816Павловский Станислав Иванович, к.с., и.д. (д.с.с.) 1816 – 1822Грохольский Николай Мартынович, гр. с.с. 31 дек. 1823 – 22 февр. 1831Лубяновский Феодор Петрович, т.с. 22 февр. 1831 – 14 мая 1833Лашкарев Григорий Сергеевич, д.с.с. 15 окт. 1833 – 25 июля 1834Турчанинов Павел Петрович, ген.-лейт. 15 дек. 1834 – 17 окт.

1835Лашкарев Григорий Сергеевич, д.с.с. 17 окт. 1835 – 27 янв. 1839Петров Павел Иванович, ген.-м. 27 янв. 1839 – 13 нояб. 1840Флиге Карл Яковлевич, ген.-м. 13 нояб. 1840 – 30 нояб. 1841Радищев Александр Афанасьевич, ген.-м. 3 мая 1842 – 14 нояб. 1846Сотников Василий Семенович, ген.-м. 14 нояб. 1846 – 22 нояб. 1849Анненков Владимир Егорович, ген.-м.

29 нояб. 1849 – 9 дек. 1852Вяземский Андрей Николаевич, кн. ген.-м., и.д. 9 дек. 1852 – 13 июня 1854Степанов Михаил Васильевич, ген.-м., и.д. (утвержден 19 марта 1855) 13 июня 1854 – 6 нояб. 1856Пфеллер Владимир Филиппович, д.с.с. 23 нояб. 1856 – 3 апр. 1860Брауншвейг Рудольф Иванович, с.с., и.д. (утвержден 23 апреля 1861) 3 авг.

1860 – 12 июня 1864Сухотин Николай Николаевич, ген.-м. 13 июля 1864 – 1 янв. 1866Горемыкин Александр Дмитриевич, полковник, и.д. (утвержден с производством в генерал-майоры 1 января 1867) 1 янв. 1866 – 5 окт. 1869Мещерский Иван Васильевич, кн. в зв. камергера, д.с.с. 14 нояб. 1869 – 11 мая 1873Муханов Александр Сергеевич, в зв. камергера, д.с.с.

11 мая 1873 – 8 авг. 1877Гудим-Левкович Сергей Николаевич, в зв. камергера, с.с. (д.с.с.) 23 авг. 1877 – 23 мая 1879Милорадович Леонид Александрович, в зв. кам.-юнкера, с.с. (д.с.с.) 15 июня 1879 – 18 июня 1882Батюшков Дмитрий Николаевич, д.с.с. 8 июля 1882 – 19 июля 1884Валь фон Виктор Вильгельмович, Св. Е.В. ген.-м.

24 июля 1884 – 5 июня 1885Глинка Василий Матвеевич, д.с.с. 5 июня 1885 – 31 авг. 1892Нарышкин Александр Алексеевич, д.с.с. 23 сент. 1892 – 31 янв. 1894Баумгартен Александр Павлович, д.с.с. 17 февр. 1894 – 25 нояб. 1895Семякин Михаил Константинович, д.с.с. 9 апр. 1896 – 9 февр. 1901Эйлер Александр Александрович, в зв. камергера, д.с.с. 14 февр.

1901 – 12 сент. 1911Игнатьев Алексей Николаевич, граф, 12 сент. 1911 – 1915Мякинин Александр Петрович, д.с.с. 1915 – 1917

Уезды Подольской губернии

Каменец-Подольский уездБалтский уездБрацлавский уездВинницкий уездГайсинский уездЛетичевский уездЛитинский уездМогилёвский уездОльгопольский уездПроскуровский уездУшицкий уездЯмпольский уезд

Карта Подольской губернии. 1914 год.

Карта народонаселения Подольской губернии по исповеданиям. 1864 год.

Герб Подольской губернии

с официальным описанием, утверждённый Александром II в 1856 году.Описание герба: “В лазуревом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ним крест золотой. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою”.

Каменец-Подольск — областной центр Украинской ССР в 1937-1941 годах.

1795, Документы, История, Подолье

  • Костёл Пресвятой Девы Марии в Китайгороде Китайгород находится в 16 км к юго-востоку от г. Каменца-Подольского на высоком левом берегу реки…

  • Генеральная Карта Подольской Губернии с показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояния между оными вёрст. Сочинена по…

  • Повестка Каменец-Подольского Окружного суда вручена крестьянину села Ружичанка Малинической волости Проскуровского уезда Подольской губернии…

  • Условные обозначения Большой размер 6594х9803 Источник

  • Ранее не публиковавшиеся изображения подолян на снимках Михаила Грейма. 1. Летичевский уезд 2. Летичевский уезд 3.…

  • Жалованная грамота великого князя Литовского Витовта Еську Нешевичу на дворище Ярополково в Подольской земле, данная в Остроге 17 сентября 1427…

  • Панорама Гусятина галицийского и русского. Автор фото Михаил Грейм. 1872-1875 гг. Panorama Husiatyna galicyjskiego i ruskiego Издавна река…

  • В 1894 году в Москве в типографии Товарищества Кушнерева и Ко была издана книга “Русские народы”. Предполагалось выпустить 5 выпусков в…

  • Książę Adam Czartoryski generał ziem podolskich Портрет Адама Чарторыйского (1734-1823), с 1758 года подольского генерального старосты,…

Источник: //kamienec.livejournal.com/104897.html

ВашеЛечение
Добавить комментарий