Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году || Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 году

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году || Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Новые требования к рабочим программам в 2019-2020 учебном году предполагают, что учителя смогут вносить собственные корректировки при составлении учебного плана по предметам.

Если ранее необходимо было четко следовать установленным требованиям, то сейчас каждая школа формирует основную нормативно-управленческую документацию, учитывая свои индивидуальные характеристики. В разных учебных учреждениях используемые в конечном итоге программы могут отличаться между собой.

Тем не менее, они в обязательном порядке должны отвечать государственным образовательным стандартам (ФГОС) и составляться на базе предоставляемой примерной общеобразовательной программы (ПООП).

Основные требования

На основании единой государственной стратегии, все учебные учреждения должны предоставлять образование (дошкольное, начальное, основное, среднее и т.д.) в соответствии с разработанными стандартами ФГОС.

Они обеспечивают формирование единства образовательного пространства и логическую последовательность перехода через каждую учебную ступень. В стандартах прописываются требования к структуре образовательных планов, условия их реализации и ожидаемые результаты.

  Таким образом, каждый ученик после окончания школы должен владеть определенным багажом знаний, умений и навыков, которые он может успешно реализовывать в дальнейшем.

Примерная основная образовательная программа (ПООП), разрабатываемая Минпросвещением, является документом рекомендательного характера. ПООП описывает основные требования для усвоения каждого конкретного предмета, обязательную часть изучаемого материала.

ПООП, предложенная государством, включает инвариантную и вариативную части. Они включают предметы для обязательного изучения и дополнительные дисциплины.

Рабочие программы 2019-2020 составляются на основании примерных образовательных планов, в которых учитель может самостоятельно распределять время на усвоение учебного материала.

Вносить собственные корректировки допускается в соответствии со следующим установленными объемами:

  • 1-4 классы – 20% учебного времени;
  • 5-9 классы – 30%;
  • 10-11 классы – 40%.

При этом важно, чтобы все дополнения соответствовали основным принципам и не выходили за рамки следующей нормативной документации:

  • федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • ФГОС для соответствующей ступени образования;
  • примерная основная образовательная программа;
  • образовательная программа школы;
  • письмо Министерства образования от октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Проектирование рабочей программы

Рабочие программы на 2019-2020 год должны соответствовать общему плану образовательного учреждения и включать следующие составляющие:

  • пояснительная записка;
  • общая характеристика образовательного процесса;
  • содержание дисциплины;
  • перечень тем, поставленных в логическую очередность;
  • распределение часов для освоения дисциплины;
  • ожидаемые результаты;
  • проверка усвоения материала, которая может быть представлена в виде тестов, самостоятельных или контрольных работ.

Учитель не может исключать или сокращать компоненты инвариантной части общей учебной стратегии. Таким образом, обеспечивается освоение главных дисциплин для получения основного образования в соответствии с ФГОС.

Внесенные учителем дополнения в вариативной части позволяют создавать более индивидуальный образовательный процесс, подчеркивая специфику учебного заведения. Кроме того, использование личных методических разработок является обязательной составляющей развития образовательного процесса в целом в стране.

Методика преподавания не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Она должна соответствовать современным потребностям учащихся и способствовать освоению новой информации.

Особенно важно научить ребенка критическому мышлению и анализу полученных данных, поскольку сегодня ежедневно формируется огромный поток информации, который не всегда оказывается рациональным.

В своей работе учитель может использовать следующие варианты рабочих планов:

  • рекомендации ФГОС, адаптированные для образовательного процесса в данном учреждении;
  • авторские программы;
  • составить собственную нормативно-управленческую документацию (которая требует обязательного многоуровневого утверждения).

Для составления рабочей программы для определенной дисциплины, которая будет использовать во время учебного процесса, необходимо:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Выбрать основу из предложенных стандартов.
  3. Подобрать учебник из перечня ФПУ.
  4. Определить цели изучения предмета (они не должны противоречить ФГОС и ПООП).
  5. Проанализировать учебно-методическое обеспечение и материальную базу, которые используются в учебном заведении.
  6. Сформулировать планируемые результаты.
  7. Оформить содержание с четкой формулировкой изучаемых тем и указанием необходимого количества часов.
  8. Составление календарно-тематического плана.
  9. Определение дополнительной литературы.
  10. Формирование контрольно-измерительных материалов.

После оформления рабочей программы она должна пройти экспертизу в методическом объединении, после чего согласуется с заместителем директора по учебной работе. Далее документация утверждается директором образовательного учреждения.

Федеральный перечень учебников

Перечень учебников, который может быть использован в школах в 2019-2020 году, утвержден Министерством просвещения в декабре 2018 года (приказ №345 «О федеральном перечне…»).

Он включает 910 учебников для основной программы общеобразовательных школ.

Также в нем есть дополнительные пособия и литература с определенной спецификой (например, для школ, где работают с детьми с ограниченными возможностями).

Учитель может самостоятельно выбирать учебник для определенного предмета в соответствии с выбранной (составленной) им учебной программой. Учебники не сильно отличаются между собой. Разница заключается в методе подачи материала, уровне сложности.

Каждый учебник имеет свою виртуальную копию, которая может использоваться дома или во время проведения занятий. Современные школы с каждым годом обновляют свою учебно-материальную базу, что позволяет применять различные способы подачи материала.

Использование проекторов, широкоформатных телевизоров, интерактивных досок позволяет визуализировать учебные пособия. Поэтому электронные учебники являются не только копией своих бумажных «коллег», но и имеют некоторые дополнения. Например, инфограммы, интерактивные элементы, изображения с возможностью масштабирования.

Это дает возможность улучшить уровень обучающих материалов для более качественного усвоения дисциплины.

Источник: //2020-god.com/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2019-2020-godu/

Разработка рабочих программ

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

Также читайте: Учебный план на 2019-2020 год

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Суть нововведений 2019-2020 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС.

Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков.

Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения.

Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным.

Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%.

С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы.

Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Удалось выработать согласованный вариант поправок в законопроект, которые, с одной стороны, обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

На рабочем заседании группы было принято решение, что законопроект будет принят в первом чтении. Однако в постановлении Госдумы необходимо зафиксировать направление его доработки.

Источник

Источник: //yur-gazeta.ru/obshhestvo/obrazovanie/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2019-2020-godu.html

О новых стандартах

Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год был составлен с учетом модернизации школ.

Сейчас во многих учебных заведениях России проводится обновление инвентаря, вводятся новые электронные инструменты – электронные учебники, современные проекторы, «умные» доски и т.п.

В связи с этим у учителей появляются дополнительные возможности по предоставлению демонстрационных материалов.

К их числу следует отнести:

  • инфограммы;
  • изображения с возможностью масштабирования, например, карты;
  • интерактивные элементы.

Электронные версии не полностью копируют бумажный вариант – в них вносятся дополнительные сведения

Также Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год, утвержденный в 2018, включает список дополнительных пособий. Теперь один из ключевых стандартов образования – это вариативность.

Образовательным учреждениям дается право выбора между несколькими учебниками по каждому предмету. Они не кардинально отличаются друг от друга, что позволяет детям при переводе в новую школу быстро освоиться.

В то же время альтернативные учебники могут отличаться по уровню сложности, подаче материала. Это позволяет преобразовывать программу в гимназиях и лицеях.

Нормативно-правовые аспекты требований к рабочим программам по ФГОС

Все образовательные учреждения, действующие на территории России, обязаны работать в соответствии с единым федеральным планом. Составлением ориентировочной учебной программы занимается Минпросвещения, но каждый вариант программы адаптируется для каждой конкретной школы.

В инвариантном разделе документа прописываются обязательные для изучения дисциплины, а в вариативном разделе – предметы, имеющие минимальный объем. На вариативную часть образовательной программы в 1-4 классах выделяется 20% учебного времени, в 5-9 классах – 30% и в старших классах – 40%.

Документальная база рабочей программы состоит из ФГОС, Закона об образовании, Закона «О федеральных учебных планах…» и Письма с методическими рекомендациями.

Специфика разработки рабочих программ согласно требованиям ФГОС 2019-2020

Такой нормативный документ, как рабочая учебная программа, определяет содержание образовательного процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. В соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС, данный документ состоит из трех частей: содержания образовательного курса, планируемых результатов обучения и ориентировочного планирования по темам.

Не пропустите:   ОГЭ по литературе в 2020 году: изменения, дата, подготовка

Все учебные программы по дисциплинам сопровождаются пояснительной запиской. В ней подробно разъясняются специфика образовательного курса, рекомендации для педагогов, соответствующая нормативная документация и другие важные нюансы, на которых школа хочет акцентировать внимание.

Преподаватели вправе работать не только с рекомендованными учебными программами, но и разрабатывать собственные обучающие стратегии. Такой подход расширяет границы для достижения запланированных целей.Важный , что ни один из предметов не может быть исключен из учебной программы, сокращен или заменен без соответствующего разрешения от Минпросвещения.

Также запрещено самостоятельно интерпретировать определенную образовательную специфику, если она четко прописана в федеральном плане. При этом, допускается трансформация дисциплин, входящих в вариативную часть. Это открывает большие возможности для индивидуализации образования и построения уникальной обучающей стратегии.

Занимаясь разработкой обучающей программы, преподаватели должны принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Учебный процесс строится поэтапно с соблюдением соответствия рабочих программ требованиям ФГОС. При формировании учебного курса важную роль играют различные факторы, в том числе, региональная специфика.

Одни и те же предметы в общеобразовательной школе, гимназии и лицее изучаются разное количество часов. Это связано как со способами подачи материала, так и с перечнем преподаваемых тем в различных образовательных заведениях. В соответствии с новыми нормами, учебный план должен обеспечивать преемственность между образовательными ступенями.

Это станет гарантией полноценной адаптации учащихся. В итоге основа получается единой, а отдельные учебные блоки действуют сообща.При составлении учебного плана для разных регионов России обязательно принимаются во внимание их специфические особенности. В первую очередь утверждаются предметы государственного профиля и иностранные языки.

Базисом для регионов становится изучение родной речи, религии, этнических дисциплин и других наук. Дисциплины, преподаваемые с учетом образовательных особенностей или рассчитанные на школьников с ограниченными физическими возможностями, занимают особое место в учебном плане. В программе приписываются изучаемые предметы и число отведенных на них часов.

Отдельно указываются различные внеурочные занятия, секции и кружки, а также прописываются схемы их проведения.

На данный момент существует несколько вариантов образовательных стратегий. Каждый преподаватель имеет возможность использовать в работе любую из них:

  • вести образовательный процесс в соответствии с рекомендациями ФГОС, внеся в программу свои изменения;
  • использовать любую из имеющихся авторских учебных программ;
  • составить собственную рабочую программу с учетом требований по ФГОС 2019;
  • взять за основу авторский курс, предварительно адаптировав его под специфику образовательного учреждения.

Не пропустите:   Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года: темы

Для того, чтобы стимулировать преподавателей к активной творческой деятельности, используются различные нововведения. Среди них:

  • устранение бюрократических препятствий для полноценной реализации идей педагогов и потребностей учеников;

  • сокращение количества материалов, которые требуются для утверждения новой учебной программы;
  • внедрение элементов внеурочной работы в учебную программу.

При составлении плана занятий преподавателям рекомендуется задействовать как можно больше современных IT-технологий, в том числе, мультимедийных презентаций, видео- и аудиоматериалов. Кроме лекций и практических уроков, также рекомендуется проводить нестандартные виды занятий: экскурсии, конференции, дискуссии и т.д.

Планирование рабочей программы согласно требованиям ФГОС

Преподавание предметов в рамках вариативной части учебной программы предполагает применение различных методов использования выделенного времени.

К примеру, преподаватель может самостоятельно менять число часов для освоения профильных предметов или добавлять учебные дисциплины, которые не были предусмотрены изначально. Высвобожденные часы можно использовать для проведения других занятий.

Отдельное внимание следует уделять программам для школьников с ограниченными возможностями в плане здоровья. В зависимости от персонального физического развития учащегося, практикуются индивидуальные обучающие программы либо на дому, либо в специальных классах.

Доступ к разрабатываемым документам должны иметь не только администрация учебного заведения, но и преподаватели, представители родительского комитета и общественные деятели. Это прописано в новых требованиях к составлению рабочих программ по ФГОС 2019.

В первую очередь, расписание предметов проходит обсуждение и утверждение внутри образовательного учреждения. Затем документация рассматривается специальной комиссией и передается на утверждение начальнику регионального уровня. Завершающий этап – доведение учебной программы до сведения учащихся и их законных представителей (родителей).

Утвержден новый Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год

Утвержденный список ФПУ на 2019-2020 гг. включает 910 учебников в основном разделе (для общеобразовательных школ). Также есть второй раздел для детей с ограниченными возможностями и третий, составленный с учетом культурных отличий регионов.

ВашеЛечение
Добавить комментарий